В третьем квартале Ринат Ахметов потерял более 80 тысяч интернет-абонентов

Украинские интернет-провайдеры впервые в истории начали массово те­рять або­нен­тов. По оценкам кон­сал­тин­го­вой ком­пании Expert & Consulting (E&C), жертвами негативной тенденции стали провайдеры, работающие на востоке Украины и в Крыму.

Как ранее писал Капитал[1], “Укртелеком” и телекоммуникационная группа Vega, принадлежащие СКМ Рината Ахметова, продолжили работать на полуострове, но с использованием дополнительных юридических лиц. “Киевстар” еще в августе распространил сообщение о том, что в его симферопольском офисе появились вооруженные люди, поэтому предоставление услуг пришлось прекратить. Интернет-провайдер “Датагруп” продал свою крымскую сеть российской компании “Миранда Медиа”. Впрочем, “Датагруп” все же удалось нарастить абонбазу за счет других регионов. В выигрышном положении оказался и “Тенет”, которого не коснулись геополитические перестановки — провайдер работает в Одессе и области. Незначительно выросли абонбазы провайдеров “Ланет” и “Фринет”, которые также не работали в Крыму.

В Донецкой и Луганской областях, где идут военные действия, количество интернет-пользователей не особо изменилось, уточнил партнер E&C Анатолий Фроленков. Операторы все еще учитывают абонентов, которые выехали из зоны боевых действий и уже не приносят им дохода. Обычно для таких абонентов действуют специальные условия: например, Vega предлагает бесплатно приостановить услугу интернет-доступа на срок до 180 дней. По оценкам Фроленкова, на Крым и восточные регионы Украины приходилось около 15 % абонбазы украинских интернет-провайдеров.

Больше всего абонентов в III квартале потеряли “Укртелеком” (— 4 %, или 70 тыс.), Vega (— 7 %, или 14 тыс.) и “Воля” (— 2 %, или 13 тыс.). И хотя в общей абонбазе провайдеров это всего по несколько процентов, восстановить их будет непросто.

Дело в том, что еще два года назад количество интернет-абонентов росло невиданными темпами: до 20 % в год. Провайдеры довольно быстро покрыли города-миллионники, и вскоре темпы роста абонбазы замедлились.

К концу 2013 г. рынок насытился: по данным E&C, около 80 % домохозяйств в городах-миллионниках было подключено к скоростному фиксированному интернету. Поэтому провайдерам пришлось идти в города с населением от 50 тыс., где проникновение интернета составляло всего 55 %. Впрочем, как рассказывает Фроленков, несмотря на экспансию провайдеров в регионы, за год этот показатель снизился на 50,2 % из‑за аннексии Крыма.

Тем временем в селах доля подключенных домохозяйств выросла с 20 % до 23 %. “Как показывает мировой опыт, у рынка есть два пути удешевления прокладки кабеля в населенных пунктах с низкой плотностью: за счет дотаций операторов или государства”, — отметил Фроленков. Сейчас операторы в Украине компенсируют стоимость строительства сетей в регионах за счет более высоких цен на услуги, а также многоцелевого использования сетей. Но в текущем году стоимость услуг для конечного абонента в частном секторе увеличилась в два раза и уже начинает превышать порог покупательной способности. “Если раньше можно было устанавливать цену за подключение в 1000 грн (а были и такие, кто значительно занижал обоснованную рыночную стоимость), то теперь подключение будет обходиться в 2 тыс. грн”, — рассказывает директор компании “Ланет Нетворк” Мариан Ивасюк. По его словам, это может тормозить увеличение абонентских баз в регионах.

Отметим, параллельно чиновники обсуждают идею создания фонда универсальных услуг, который компенсировал бы операторам убытки от работы в глубинке. На следующей неделе состоится обсуждение возможных изменений в законодательство, которое инициировала Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации.

Несмотря на отток абонентов, общий доход украинских провайдеров в III квартале вырос на 8 % — до 1,3 млрд грн по сравнению с июлем-сентябрем 2013 г. Поскольку у крупных игроков практичеcки все затраты завязаны на долларе, им уже пришлось подкорректировать цены. Так, летом стоимость интернет-пакетов для новых абонентов “Триолана” поднялась на 20 %, существующие абоненты прочувствовали это изменение с 1 октября. Еще одним крупным провайдером, который в этом году пересмотрел цены в сторону увеличения, стал днепропетровский “Фрегат”. Его услуги подорожали на 7‑15 %.

На фоне повышения цен провайдерами, которые предоставляют услуги по оптоволоконной сети, использующий устаревшую технологию ADSl “Укртелеком”, наоборот, весной снизил цены. Иначе компания могла бы терять абонентов большими темпами. По мнению учредителя киевской сети провайдера “Триолан” Вадима Сидоренко, в следующем году участникам рынка придется подкорректировать цены еще на 20‑30 %.

References

  1. ^ Капитал (capital.ua)

Подробнее http://goo.gl/aBISFJ