Конфискат он-лайн: победят ли электронные торги коррупцию

Конфискат он-лайн: победят ли электронные торги коррупцию

Основные преимущества и недостатки системы электронной продажи конфискованного и арестованного имущества, которая внедрена в Украине

С начала июля конфискованное и арестованное имущество в девяти областях Украины продается через систему  электронной продажи конфиската. По мнению министра  юстиции Павел Петренко[1] нововведение должно снизить коррупционность отрасли.  В одном из интервью он оценил потери госбюджета при продаже конфиската более чем в миллиард гривень ежегодно. "Имущество на сумму 20 млрд грн продается через частные компании, связанные с бывшим руководством Минюста, - заявил Петренко в эфире канала 1+1. - Официально  доходы компаний составили 400 млн грн, а неофициально могут достигать 1-2 млрд грн ежегодно". Министр считает, что внедрение системы он-лайн торгов позволит увеличить поступления в госбюджет от продажи арестованного имущества на 50-70%. В прошлом году выручка составила почти 3,4 млрд грн, в 2014-м планируется получить более 5 млрд грн.

ЛІГАБізнесІнформ[2] разобралась, оправданы ли такие ожидания министра и как был устроен "бизнес" при прежней власти.

Первые результаты электронных торгов обнадеживают - по данным[3]пресс-службы Государственной исполнительной службы (ГИС), с 1 по 8 июля через сайт torgi.minjust.gov.ua[4]было проведено 72 аукциона, а общая сумма выручки превысила 5,1 млн грн. Всего в базе данных системы электронных торгов зарегистрировано активов более чем на 200 млн грн.

Продается почти все: начиная от пятикомнатной квартиры в Киеве и заканчивая канцелярскими принадлежностями и гаечными ключами. Пресс-секретарь ГИС Анна Пархоменко сообщила, что была продана половина выставленных на торги активов. "Это очень хороший показатель, - уточняет она, - ранее продавалось в лучшем случае 10% лотов". В среднем лоты были проданы на 18% дороже стартовой цены, что также считается хорошим показателем.

Читайте также: сколько сэкономила страна, ликвидировав Госзембанк[5]

"Больше всего покупатели интересуются автомобилями - как на ходу, так и продаваемыми на запчасти, и недвижимостью - квартирами и нежилыми помещениями", - рассказывает Пархоменко. За эти лоты покупатели торгуются, иногда поднимая цены на 100%. К примеру, авто Volkswagen Polo 2006 года был продан почти за 120 000 грн при стартовой цене в 66 000 грн, а производственные здания во Львовской области - за 253 000 грн при начальной цене в 137 527 грн.

Поучаствовать в торгах может каждый кто зарегистрируется на  сайте  и отметиться в списке участников торгов на заинтересовавший лот. предварительно необходимо внести залог (5% от стартовой цены). "Если покупатель не сможет выплатить заявленную цену, залог остается в ГИС, если же участник не победил в аукционе, залог ему возвращается", - объясняет Пархоменко. Госпредприятие, отвечающее за организацию аукционов - Информационный центр при Минюсте - не может вмешиваться в работу системы: базы данных наполняют госисполнители, а сам Информцентр является лишь оператором.

Читайте также: схемы и объемы коррупции на Укрспирте[6]

Единственное, что не нравится в новой системе - это непрозрачный выбор хранителя. Услуги по хранению конфискованного и арестованного имущества оказывает частная компания - "Альфа Химтрейд", экстренно выбранная Информцентром. За свои услуги она получит 3% от стоимости проданного имущества. Если план продаж в 5 млрд грн будет выполнен,  доход "Альфа Химтрейд" составит 150 млн грн. В самом Минюсте открещиваются от выбора подрядчика, ссылаясь на то, что тендер организовывал и проводил Информцентр.

Но основной недостаток - система работает пока менее чем в половине регионов Украины - девяти областях и Киеве. Остальные регионы присоединятся к проекту не ранее 2015 года.

Воровать по старинке

Прошлая система была четко заточена под коррупцию, считает глава правления Transparency International Украина Андрей Марусов. "Право торговать арестованным имуществом и конфискатом имели только "свои" фирмы, получавшие до 15% стоимости лотов, в итоге их доход составлял сотни миллионов гривень", - говорит Марусов. И это был не единственный путь обогащения чиновников.

Как правило, попасть на аукцион, где продавались привлекательные активы, было непросто. Информация о торгах скрывалась, и даже счастливчики, узнавшие время и место их проведения, не допускались в помещение. Таким образом лоты уходили людям, либо заплатившим посредникам, либо лицам, близким к организаторам аукционов. Разумеется, такой подход позволял покупать конфискат по заниженной цене. 

Но даже при проведении открытых торгов, куда попали участники "с улицы", был вариант, как отдать "нужным людям" лот за бесценок. "Организатор торгов записывал только два предложения от участников - минимальное и максимальное, явно завышенное, - раскрывает схему предприниматель из Львова, попросивший не указывать его имени. - Обе цены называли мошенники. Победитель впоследствии отказывался от покупки, и она уходила второму участники - ведь в протоколе больше никаких предложений не зафиксировано!" Купленное имущество затем перепродавалось уже по рыночной цене. В отдельных случаях, когда выставленный на продажу лот оценивался очень дешево, прибыль мошенников могла достигать 300% и более.

Скорее всего, именно о потерях по этим схемам и говорил глава Минюста, оценивая убытки государства в 2 млрд грн. ежегодно. Учитывая, что подобные махинации проводились в течение как минимум четырех лет, суммарно доход коррупционеров мог составить более 8 млдр грн. 

Читайте также: топ-20 чиновников, живущих не по средствам[7]

References

  1. ^ Павел Петренко (file.liga.net)
  2. ^ ЛІГАБізнесІнформ (www.liga.net)
  3. ^ данным (dvs.gov.ua)
  4. ^ torgi.minjust.gov.ua (torgi.minjust.gov.ua)
  5. ^ сколько сэкономила страна, ликвидировав Госзембанк (biz.liga.net)
  6. ^ схемы и объемы коррупции на Укрспирте (biz.liga.net)
  7. ^ топ-20 чиновников, живущих не по средствам (biz.liga.net)

Подробнее http://goo.gl/6i6Z0j