Корпоратизация Укрзализныци: во что хотят превратить госмонополию

Корпоратизация Укрзализныци: во что хотят превратить госмонополию

Восемь тезисов из совместной пресс-конференции министра инфраструктуры Максима Бурбака и первого замгендиректора Укрзализныци Максима Бланка

На этой неделе Кабинет министров Украины сделал[1] первый шаг по реформированию украинских железных дорог, приняв постановление "О создании Публичного акционерного общества "Украинская железная дорога".

Основная идея планируемой корпоратизации Укрзализныци[2] (УЗ) - раздел регулирующей и хозяйственной функций на ж/д транспорте, а также привлечение к перевозкам частных операторов.

Министр инфраструктуры Максим Бурбак[3] и первый заместитель гендиректора Укрзализныци Максим Бланк на встрече с журналистами рассказали, во что превратится УЗ в ходе реформы.

ЛІГАБізнесІнформ[4] представляет ключевые тезисы докладов Бурбака и Бланка.

1. От коммунальной квартиры к единой структуре

По словам Бланка, со времен Советского Союза Укрзализныця представляла собой большую коммунальную квартиру из шести комнат (в Украине шесть железных дорог), принадлежащих разным хозяевам. Сейчас УЗ превращается в одну большую квартиру с одним хозяином, с одним центром обслуживания всех денежных, грузовых и пассажирских потоков. Это добавит экономической и транспортной эффективности железным дорогам как единой структуре.

Другими словами, будет единая экономическая вертикально интегрированная структура с понятной экономической моделью и задачами по ее оптимизации. 

Первый этап корпоратизации закончится к началу 2015 года: Укрзализныця станет ПАО и заработает как единая структура. 

2. Раздел полномочий

АО Укрзализныця будет выполнять исключительно функцию хозяйствующего субъекта. Все регуляторные функции (тарифообразование, безопасность и т.д.) будут отданы Министерству инфраструктуры.

3. И ради денег тоже

Реформа УЗ - это одно из условий западных партнеров (ЕБРР, Мирового банка, Европейского инвестиционного банка). Таким образом, УЗ восстановит с этими партнерами диалог, что позволит привлечь средства для реализации ключевых проектов. Это касается обновления подвижного состава, улучшения инфраструктуры (подписано соглашение о продолжении финансирования строительства Бескидского тоннеля), путевого хозяйства и электрификации УЗ (финансирование электрификации участка из Одессы в сторону Николаева).

ДАННЫЕ: 

Доход Укрзализныци от реализации услуг в прошлом году сократился по сравнению с 2012 годом на 3,2% - до 51,05 млрд грн. В частности, доходы от грузовых перевозок за прошлый год сократились на 5,3% - до 38,81 млрд грн, в то время как доходы от пассажирских перевозок и багажа выросли на 8,1% - до 7,06 млрд грн. В 2013 году УЗ сократила чистую прибыль на 38,4% - до 545,3 млн грн.

4. Приватизации не будет. Пока

В структуру АО Укрзализныця войдут 25 филиалов (они объединят 31 предприятие и шесть железных дорог). При реформировании никакой приватизации не будет: действует и будет действовать запрет на отчуждение государственного имущества.

Идеологи реформы заявляют, что для них важно сохранить целостность украинской ж/д как структуры, обслуживающей пассажирские и грузовые перевозки, а также инфраструктуру.

5. Разделять грузовые и пассажирские перевозки пока не планируют

На первом этапе, который продлится два-три года, разделения грузовых и пассажирских перевозок не планируется. Главная задача - за этот период повысить экономическую эффективность УЗ. На втором этапе будет принято решение о дальнейшей реструктуризации УЗ и способах привлечения частного капитала. Либо проводить так называемое народное IPO всей УЗ, либо вычленять из госмонополии разные сегменты (грузовые перевозки - один из них) и привлекать крупных игроков в грузовую, пассажирскую и инфраструктурную компанию.

Сейчас эти решения не могут быть приняты, так как нет базы оценки. Она может появиться, только когда будет создана единая компания на первом этапе реформы.

6. Кому вершки, а кому корешки 

Доходы от грузоперевозок являются ключевыми для работы УЗ. За счет этого также идет кросс-субсидирование убыточных пассажирских перевозок. По мере решения проблемы участия государства в финансировании пассажирских перевозок одновременно будет рассматриваться судьба грузоперевозок.

С одной стороны, вагоны могли бы покупать частные операторы, у которых гораздо больше возможностей для обновления грузового и пассажирского подвижного состава - это важный конкурентный фактор. В свою очередь УЗ могла бы сосредоточиться на инфраструктурной составляющей - пути, станции, логистические центры. 

Сейчас нет решения что-то выделить из УЗ и передать в частное пользование. Бланк с Бурбаком не исключают, что УЗ пойдет российским путем: там были созданы отдельные грузовые компании, которые впоследствии были приватизированы. Второй вариант - китайские железные дороги, где все находится в одних руках и управляется одним единым центром.

7. Уволят каждого двадцатого

Профсоюзы поддерживают первый этап реформирования УЗ. Есть соглашение о количестве людей, которые будут уволены, но мы берем на себя обязательства переквалифицировать этих сотрудников и предоставить им рабочие места на промышленных предприятиях железнодорожной отрасли. В 2014 году будет сокращено 17 500 человек (в основном административный персонал) - около 5% от общего количества сотрудников УЗ.

8.  Цена вопроса 

На реформу не предусмотрены дополнительные расходы, помимо утвержденного в финплане УЗ юридического сопровождения.

В ходе реформы УЗ рассчитывает улучшить следующие показатели: долговая устойчивость, повышение производительности труда, повышение дохода на одного сотрудника, сокращение админперсонала, улучшение общих издержек по шести железным дорогам. Суммарный эффект экономии в первый год работы АО (2015) составит 1,2-1,4 млрд грн.

Читайте также: Корпоратизация Укрзализныци: учиться на чужих ошибках
[5]

References

  1. ^ сделал (biz.liga.net)
  2. ^ Укрзализныци (file.liga.net)
  3. ^ Максим Бурбак (biz.liga.net)
  4. ^ ЛІГАБізнесІнформ (www.liga.net)
  5. ^ Корпоратизация Укрзализныци: учиться на чужих ошибках (biz.liga.net)

Подробнее http://goo.gl/r5saEO