Украина создает в Крыму свободную таможенную зону

Кабмин наконец‑то определился с правилами налогообложения в Крыму. Как говорится в законопроекте “Об особенностях налогообложения на временно оккупированной территории”, копией которого располагает Капитал[1], полуостров получит статус “свободной таможенной зоны промышленного типа”.

“Бизнес, работающий в Крыму, сегодня оказался в сложной ситуации. Один из самых острых вопросов — это учет и уплата налогов. Предприниматели оказались в полной неопределенности, какое законодательство им применять в своей работе”, — объяснил мотивацию принятия документа глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.

Он уточнил, что в условиях временной оккупации АР Крым и Севастополя украинские органы исполнительной власти не могут выполнять свои функции и предоставлять налогоплательщикам услуги по зачислению налогов и сборов в государственный бюджет Украины. В результате налогоплательщики по независящим от них причинам становятся нарушителями законодательства. “Сейчас принятие этого документа поможет бизнесу избежать формирования искусственных убытков и создаст рабочие условия для ввоза товаров на материковую часть Украины и их вывоза с временно оккупированной территории”, — утверждает народный депутат. Примечательно, что Федеральная налоговая служба России определила, что российское законодательство о налогах и сборах начнет действовать на территориях Крыма и города федерального значения Севастополь с 1 января 2015 г. На своем сайте это ведомство обнародовало нормативно-правовую базу переходного периода и разъяснения для налогоплательщиков Крыма.

Согласно законопроекту Кабмина, зарегистрированные в Крыму физические и юридические лица и подразделения компаний освобождаются от начисления и уплаты налогов, а также подачи в налоговые органы Украины отчетности и деклараций. В отношении этих предпринимателей с 1 марта 2014 г. санкции за нарушения при подаче налоговых деклараций не будут применяться. Если эти компании работают с материковой частью Украины, то платят налоги как нерезиденты. Примечательно, что налогоплательщики с филиалами в Крыму не смогут воспользоваться механизмом консолидированной уплаты налога на прибыль. Налог на прибыль они будут платить как нерезиденты согласно Налоговому кодексу Украины.

Кабмин подготовил документ, необходимый для решения проблемы по части налогообложения и таможенного режима украинского бизнеса в Крыму, но многие вопросы в нем отображены лишь частично и вряд ли помогут бизнесу

Предприниматели, которые стоят на учете в Крыму, освобождаются от уплаты НДС. Для маркировки произведенной на территории Крыма алкогольной и табачной продукции используются акцизные марки украинского образца.

Законопроект определяет Крым как территорию, которая расположена “за границами таможенной территории Украины”. Товары, которые находятся в Крыму, считаются иностранными. Продукция крымского производства будет ввозиться на территорию Украины без уплаты ввозной пошлины. Эта же льгота — до 1 января 2015 г. — распространяется на основные средства предприятий, которые решили работать не в Крыму, а на остальной территории Украины. К основным средствам, согласно законопроекту, будут относиться ресурсы, которые пребывали в свободном обороте в Украине, находились на балансе предприятия не менее года и соответствуют его деятельности. Перечень этих средств Кабмину еще только предстоит утвердить. При этом передача этой собственности другим лицам для использования в Украине в аренду, взаймы, в качестве вознаграждения или в залог в течение года после выпуска будет облагаться пошлиной.

На сегодняшний день компании Крыма находятся в довольно сложном положении. Остановлены все платежи — если предприятия отгрузили продукцию, они не могут получить за нее деньги, а теперь уже непонятно, в какой валюте они их будут получать, отмечает генеральный директор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев. Налоговые накладные не принимаются.

По мнению опрошенных экспертов, требующие решения проблемы по части налогообложения и таможенного режима в этом законопроекте отображены лишь частично. А ряд вопросов по‑прежнему остается нерешенным. Например, по словам Руслана Ильичева, непонятно: какие структуры подпадают под действие этого закона? Каким образом и кто будет вести их реестр, особенно с учетом того, что все компании на полуострове будут перерегистрированы согласно российскому законодательству? Если продукция из Крыма будет поставляться в третьи страны, каким образом она будет проходить через территорию Украины в качестве транзита? Как будет регулироваться система разрешительных документов для продукции из Крыма, например, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты? К тому же, по словам эксперта, в проекте закона очень много отсылочных норм и он требует существенной доработки.

В Крыму находятся предприятия, которые являются сырьевой базой для украинских производителей и наоборот. Речь не только о рынках сбыта, но и о созданных производственных цепочках. Например, отмечает Руслан Ильичев, “Балаклавское рудоуправление” в Севастополе поставляет флюсы на “Криворожсталь”, а “Крымский Титан” получает ильменит из Ильшанского и Вольногорсокого ГОК. “Если в ближайшее время законодательно не урегулировать хозяйственную деятельность с Крымом и крымскими предприятиями, фактически мы рискуем получить торгово-экономическое эмбарго, которое сулит проблемы не только крымским компаниям, но и тем, которые работают на остальной части Украины” — прогнозирует он. Речь идет о возможном уменьшении объемов производства, поиске альтернативных поставщиков, сокращении рабочих мест.

Как отметил руководитель налоговой практики Baker Tilly в Украине Рустам Вахитов, на ухудшение торговых отношений с полуостровом может повлиять еще один вопрос, который пока не урегулирован законопроектом. “Допустим, резидент Крыма получает доход от активов на континентальной части Украины, который облагается налогом на репатриацию по ставке 15 %. Будет ли эта ставка снижена до уровня, предусмотренного российско-украинским соглашением об избежании двойного налогообложения?” — задается вопросом эксперт. Если налог будет взиматься по максимуму, то это будет препятствовать товарообороту между полуостровом и континентальной частью Украины. Решение может быть в том, считает Вахитов, чтобы для нерезидентов Крыма сделать исключение и не применять к ним налог на репатриацию.

References

  1. ^ Капитал (capital.ua)

Подробнее http://goo.gl/fdmSjW