Россия готовится к волне судебных исков по крымской собственности

Законопроект о компенсациях из российского бюджета гражданам и компаниям, пострадавшим от неправосудных решений зарубежных судов, станет ответом на украинский закон об оккупированных территориях, объяснил председатель конституционного комитета Госдумы России Владимир Плигин на вчерашнем заседании рабочей группы по Украине. Об этом пишут российские Ведомости[1].

Украинский закон признает оккупированными территориями Крым и Севастополь, устанавливая на них особый правовой режим. Документ содержит отсылочные нормы, допускающие дискриминацию в сфере экономических отношений, обеспечения свободы передвижения и т. д.; все судебные разбирательства, в том числе по сделкам с недвижимостью, передаются судам в Киеве, сказал Плигин. В этой ситуации естественно ставить вопрос о защите интересов России, ее граждан и юридических лиц, тем более что в том же законе говорится о намерении Украины добиваться возмещения материального и морального ущерба от России, говорит депутат.

Законопроект о компенсациях за неправосудные решения иностранных судов готовит депутат-единоросс Владимир Поневежский, сообщил Плигин журналистам на прошлой неделе. Проект называет заведомо неправосудными решения иностранных судов по делам, которые должны рассматриваться в России согласно ее законодательству и международным договорам, это признается нарушением суверенитета России и вторжением в компетенцию ее судов, следовало из пояснительной записки к законопроекту. Пострадавшие от таких решений смогут получить компенсацию из российского бюджета в размере своих потерь, Россия же сможет предъявить регрессный иск к государству, нанесшему ущерб.

Украинский закон об оккупированных территориях не так страшен, как ожидалось, — никаких ограничений деятельности или признания незаконным какого-либо бизнеса в нем нет, говорит юрист, знакомый с документом. Но законопроект о бюджетных компенсациях россиянам может стать предметом изучения Конституционного суда — у России есть соглашение с Украиной о взаимном признании и исполнении судебных решений, а согласно российской Конституции международное право превалирует над федеральными законами, указывает собеседник: вопрос, будет ли соответствовать Конституции закон о том, что решения украинских судов не должны исполняться.

Есть минское соглашение о признании решений, вынесенных судами на территории Украины, согласен руководитель практики разрешения споров и международного арбитража Art de Lex Артур Зурабян, но с этой точки зрения особых проблем не будет: документ предусматривает основания для отказа от признания решений украинских судов. Главной проблемой может оказаться бремя, которое ляжет на российский бюджет, — это могут быть огромные суммы, если придется компенсировать стоимость не только квартир, истребованных у крымчан украинцами, но и отнятого через судебные акты бизнеса, прогнозирует юрист.

Комментарии об отсутствии бюджетной нагрузки в связи с новым законом не совсем верны, считает Зурабян: России придется обращаться с исками в те же украинские суды, решения которых она будет считать неправосудными. Убедить их в неправосудности их решений, скорее всего, не удастся, полагает юрист: они скажут, что действовали строго в соответствии с украинским законодательством, и формально будут правы. Для обращения в суд в третьей стране требуется специальное соглашение с Украиной, а его нет, указывает эксперт.

References

  1. ^ Ведомости (vedomosti.ru)

Подробнее http://goo.gl/9Kq3ed