Пайка твердых сплавов на крупногабаритные цилиндрические детали машин - Рекомендации по пайке

Нередко возникает необходимость защиты от износа наружных и внутренних поверхностей цилиндрических деталей машин, например цилиндрических поверхностей рабочих колес и уплотнительных колес углесосов. Увеличение износостойкости таких поверхностей может быть достигнуто путем пайки на их поверхность твердосплавных колец или набора пластин. Попытка напаять твердосплавное кольцо или набор пластин твердого сплава на наружную поверхность вала (в особенности большого диаметра) приводит к тому, что при охлаждении в паяном шве образуются трещины, направленные вдоль него. Возникновение трещин обусловлено тем, что при охлаждении сокращение размеров стального вала больше, чем сокращение размеров твердосплавного кольца. Замена состава припоя, а также стали и режима охлаждения при напайке твердых сплавов на внешнюю поверхность вала диаметром 350 мм не дала положительных результатов, так как при такой конструкции практически вся деформация паяного соединения, вызванная разностью изменения размеров стального вала и твердосплавного кольца при охлаждении, должна быть компенсирована за счет деформации припоя. При этом усилия направлены перпендикулярно паяному шву. Разность изменения наружного диаметра стального вала и внутреннего диаметра твердосплавного кольца при изменении температуры от солидуса припоя до комнатной будет составлять около 2,5 мм, т.е. 1,25 мм на долю каждого паяного шва. Естественно, что никакой припой не может выдержать деформацию паяного шва в перпендикулярном к плоскости спая направлении, равную 1,25 мм без разрывов, поэтому для пайки таких деталей приходится использовать один из методов регулирования остаточных паяльных напряжений, отнесенный к четвертой группе — приложение к паяному соединению нагрузок . Этот метод заключается в том, что твердосплавные кольца или пластины напаивают не непосредственно на вал, а на тонкостенный бандаж из стали марки 45, который в горячем состоянии насаживается на вал. Перед пайкой бандаж, нагретый до температуры 400°С, одевают на графитовую пробку, имеющую наружный диаметр больший, чем внутренний диаметр бандажа. Затем на внешнюю поверхность стального бандажа на установке токов высокой частоты напаивают твердосплавные пластины или кольца.

Ориентировочная толщина бандажа 4—5 мм. Толщина твердосплавных пластин или колец 3—4 мм. Охлаждение бандажа, одетого на графитовую пробку с напаянными твердосплавными пластинами или кольцами, производят в песке или графитовой крупке. При охлаждении после пайки сокращению размеров бандажа препятствует графитовая пробка, предохраняя, паяный шов от разрывов.

После пайки торцы напаянного бандажа шлифуют, затем вновь нагревают в камерной электропечи до температуры 600—650° С и насаживают на вал с натягом, равным 144—230- 10-5 диаметра вала.

При защите от износа внутренней цилиндрической поверхности деталей машин также используют тонкостенные бандажи, на внутреннюю поверхность которых наплавляют твердый сплав.

При пайке твердосплавных колец или пластин на внутреннюю цилиндрическую поверхность бандажа во время охлаждения после пайки стальной бандаж, сокращаясь, сжимает твердосплавные изделия и паяный шов. Твердые сплавы имеют весьма высокое сопротивление сжатию и не разрушаются. Внутренние поверхности деталей машин, барабанов или труб армируют набором бандажей. В нагретую цилиндрическую деталь вставляют с соответствующим натягом холодные бандажи, на внутреннюю поверхность которых напаян твердый сплав.

Описанный способ позволяет армировать набором бандажей как наружные, так и внутренние цилиндрические поверхности деталей различных машин.

Каждое предприятие, изготавливающее или использующее твердосплавный инструмент, должно следить за его качеством, которое при заданной конструкции и марке используемого твердого сплава в основном определяется его эксплуатационной прочностью. Многие предприятия имеют службу технадзора, которая должна следить за расходом, правильной эксплуатацией и качеством инструмента. На большинстве предприятий эта служба не имеет сведений о том, какая часть ресурса инструмента расходуется рационально, а какая теряется непроизводительно из-за поломки твердого сплава. Отсутствие таких данных не дает возможности судить о качестве инструмента, используемого на предприятии, и его потерях от поломок твердого сплава. Кроме того, без указанных данных невозможно судить об изменении качества инструмента при усовершенствовании технологического процесса его изготовления. Поэтому служба технадзора должна ежемесячно характеризовать качество твердосплавного инструмента. Коэффициент эксплуатационной прочности, характеризующий работоспособность инструмента, в этом случае определяют, анализируя отработанный инструмент.